28.11.2024
°C
$ 108.01
€ 113.09

Сколько стоит репутация?

Достаточно нестандартное дело рассмотрел Краснокаменский городской суд. Его необычность в том, что исковые требования связаны с распространением недостоверной информации в социальных сетях, а именно, в известных всем «Одноклассниках».
Многие забайкальцы, да и россияне, сталкивались с тем, что реальные недоброжелатели или так называемые «тролли» поливали их грязью в постах и комментариях. Но, как правило, не связывались. Ведь ответственность за распространение недостоверных или негативных сведений в средствах массовой информации четко регламентируется законодательством, имеется масса примеров, когда отдельные журналисты, газеты или телеканалы были наказаны за вранье. А по лжи и клевете в соцсетях, с юридической точки зрения не являющихся СМИ, прецедентов практически нет.
Тем не менее, генеральный директор ППГХО Сергей Шурыгин показал положительный пример и доказал, что даже «сетевой тролль» ответит за свои действия по Закону. А решение Краснокаменского городского суда по этому делу, возможно, войдет в отечественную судебную практику.

«Сергей Вячеславович, вы в аварию попали?»

Сообщение о том, что Сергей Вячеславович Шурыгин стал участником ДТП, застало генерального директора в самый разгар рабочего дня. Последовали многочисленные звонки от руководства ГК «Росатом», Уранового холдинга «АРМЗ», коллег по работе, родных и знакомых. Вместо того, чтобы проводить вечернюю планерку с директорами подразделений, руководитель крупнейшего предприятия должен был оправдываться и объяснять всем звонившим, что с ним все в порядке, ни о какой аварии он знать ничего не знает. Рабочие встречи в этот день были сорваны, совещания пришлось перенести, а звонки не переставали поступать до поздней ночи.
Только из сети Интернет Сергей Вячеславович узнал, что, с легкой руки жителя Краснокаменска Юрия Житлухина он стал участником ДТП. Данную информацию Юрий разметил на своей странице в социальной сети «Одноклассники». Как выяснилось позже, в аварию, которая произошла 20 февраля в 5.30 утра, попал совершенно другой человек.
А «горячая» новость стремительно разносилась по Интернету. Жители города ставили «классы», делились ею с друзьями. В течение двух часов она появилась на страницах нескольких крупных информационных порталов.
По этому прецеденту Сергей Шурыгин и подал иск в суд. «Не скрою, я – человек известный, причем, не только в Краснокаменске. Как и у любого из нас, у меня есть и доброжелатели, и завистники. Но есть и такие люди, кто хотел бы заработать на моем имени, точнее, на его очернении. В первую очередь, этим пытаются заниматься недобросовестные журналисты. Такой случай – далеко не первый. И про меня, и про объединение, которое я возглавляю, периодически врут. То о том, что мы не отгружали уголь замерзающему поселку Кличка, то о том, что мы сливаем в озера серную кислоту, то о каких-то массовых сокращениях на ППГХО, то о моей, якобы, многомиллионной зарплате... Я хочу показать, что каждый, особенно человек, называющий себя журналистом, должен осознавать свою ответственность за распространение информации. А если она оказалась ложной – отвечать по закону», — объяснил свое решение генеральный директор ППГХО.
Кроме того, в Краснокаменске, объявленном Территорией опережающего социально-экономического развития, отнюдь не приветствуется размещение касающейся города и горожан негативной, а уж тем более лживой информации. Ведь она отнюдь не работает на привлечение инвесторов.


Помойка для «троллей»

В зале заседаний Краснокаменского городского суда безработный, бывший журналист Юрий Житлухин пытался объяснить судье, что просто ошибся, и путаница с фамилией «Шурыгин» сущий пустяк.
Возможно, многие подумают так же: ну, подумаешь, ошибся, велика беда. Беда, может быть и не велика, если не имеет к вам никакого отношения. Но на миг задумайтесь, что почувствовали бы лично вы, если бы прочитали в сети подобное о своем отце, брате, сыне? Какие эмоции испытали бы? Я уже не говорю о том, каково человеку, ни разу за 30 лет не нарушившему правил дорожного движения, читать о себе: «за рулем был Сергей Шурыгин, не имеющий водительских прав и неоднократно лишенный их за езду в пьяном виде».
Между тем, сам Житлухин на суде абсолютно спокойно говорил: «Зачем раздувать историю? Я не хотел никого унижать, это даже не статья, а сухая информация, и размещена она не в СМИ, а в Интернете, а это большая помойка. Не разглядел я сразу на фото номерные знаки. Да и новость я эту потом удалил».
А теперь давайте представим, что, к примеру, врач по ошибке удалил пациенту почку. Ну, не разглядел, что она здоровая. А потом и перед родственниками извинился, и пациент в принципе жив, и почка у него вторая есть, вот только кому от этого легче? Вот и дальнейшие действия Житлухина в социальной сети больше походили на издевку. В частности, 9 апреля в своей группе он вновь стал муссировать тему аварии. «Слухи ходят, что на месте ДТП видели Сергея Шурыгина», — писал Житлухин в комментариях.
Таких персонажей, вновь и вновь пытающихся оболгать в соцсетях своего оппонента, в сетевых сообществах называют «троллями». Показательно, все они свято уверены, что имеют право просто писать на помойке все, что в голову взбредет.
Житлухин, кстати, пошел еще дальше. Перед судом он начал называть себя в тех же соцсетях ни много ни мало, а «борцом за свободу слова». И даже пытался собирать деньги на адвоката и на проведение митинга. Правда, на митинг никто не пришел, да и на услуги юриста добросердечные люди не скинулись.


Врожденная непорядочность

Полагаем, главной причиной того, что «сетевого тролля» не поддержали, является именно его деятельность в соцсетях, где он, по его же выражению, «пишет на помойке».
Тут необходимо пояснить — Сергей Шурыгин пока единственный в Краснокаменске, кто довел дело о защите своей чести и достоинства до суда. Между тем, людей, которых опорочил и оболгал Житлухин в социальной сети «Одноклассники», гораздо больше. Вот несколько цитат из его же текстов. Оставляю пунктуацию и орфографию автора без изменений.
«Хороший у нас город. Особенно наши правители. Герман который настолько прирос с креслу, что извлечь его можно только в наручниках. Наш самый лучший мэр … что за один год правления купил себе коттедж в микрорайоне «Солнечном» и новый, с салона, Nissan X-Trail».
«В некотором царстве, российском государстве жили-были.... Да хорошо жили-были боярин выборный Гоша Диренко, а при нем советником купец Серьга Игнатькин, а так же, то ли холоп, то ли челядь еще один Сережка — директор «МУДиКуса», что спортивными домами заведует. Гоша Диренко, с барского плеча просто отдал спортзал «Витязь» (неизвестно на каких условиях) Серьге Игнатькину, который немедленно закрыл его. Все работники были сокращены. Спортсмены волей-неволей стали ходить в дорогой фитнес-клуб «Муталон», тем более Серьга попросту украл оборудование спортзала «Витязь» — уникальные тренажеры и поставил в «Муталоне».
«Меня уволили из местной газеты «Квант»! Владелец газеты… в пятницу мотивировал мою отставку тем, что была опубликована статья «С чего начать с «некоторой правды или с комментариев», посетовал на тяжелое финансовое положение. Нет Норик, я знаю, что как главный редактор газеты ты трус».
Житлухин публиковал в «Одноклассниках» также содержащие обвинения тексты о главном редакторе краснокаменской газеты «Слава труду», коллективе детской школы искусств и отдела культуры районной администрации, индивидуальном предпринимателе Светлане П., хирурге КБ №4 Романе К. Ни перед кем из них они пока не извинился.


Подмена понятий

Во всей этой истории есть еще один очень важный момент. Странно, что человек, несколько лет отдавший журналистике, не уяснил самого важного – слово для журналиста, то же самое, что скальпель для хирурга. Словом действительно можно, как возвысить, так и убить. Слово, по сути, единственное и самое ценное оружие для пишущего человека. Удивительно и то, что такие категории, как свобода выбора и свобода слова, Житлухин понимает не иначе как возможность высказывать о любом человеке, все, что взбредет голову, и совсем неважно — есть для этого незыблемые основания или нет. Во время очередного выступления на суде он заявил: «Вот про Путина, Медведева, губернатора тоже много негатива пишут, и что теперь, всем судиться? Публичные люди должны быть к этому готовы».
Я действительно не понимаю, как человек, которому для проверки достоверности информации достаточно было набрать номер телефона работника пресс-службы ППГХО, может говорить, что это просто ошибка. Видимо, поэтому ни в одном средстве массовой информации он в настоящее время не работает, а пишет в социальных сетях.

Адекватный ответ

Решением суда признано, что распространенные Житлухиным сведения не соответствуют действительности, порочат честь, достоинство и деловую репутацию Сергея Шурыгина. Также суд обязал Житлухина сделать соответствующее опровержение распространенной недостоверной информации и взыскал с него компенсацию морального вреда и сумму, затраченную на судебные издержки.
\"Естественно, я полностью удовлетворен судебным решением. Каждый, кто распространяет недостоверную информацию, неважно, в СМИ или в соцсетях, должен отвечать за это в полном объеме. И, надеюсь, это решение суда заставит теперь многих, в том числе журналистов, проверять всю информацию не только обо мне, но и о ППГХО перед ее публикацией. Каждый факт распространения неправды мы опротестовывали и будем опротестовывать в соответствии с законодательством\", — отметил после оглашения решения суда Сергей Шурыгин.
Средства, которые будут взысканы с Житлухина по решению суда, генеральный директор ППГХО, как и обещал ранее, в полном объеме отдаст на благотворительные цели, а именно, на поддержку ребят из детских домов Забайкальского края.

Юлия Гневышева, редактор газеты «Горняк Приаргунья»


Мы в популярных социальных сетях