Лесозаготовщикам Забайкальского края стало невыгодно возить необработанный лес в соседний Китай. Причины: рост железнодорожных тарифов, низкая оборачиваемость вагонов, но главное — снижение контрактных цен. Китайские покупатели забайкальского леса массово снизили закупочные цены и попросту обрушили местный рынок леса. Это является реальным воплощением «полной зависимости экспортеров от китайского рынка», констатировали в министерстве промышленности и энергетики региона и добавили, что край лишен возможности экспорта на другие рынки АТР.
По данным министерства, сегодня затраты на заготовку и реализацию одного вагона круглого леса на станции Маньчжурия (расположена на китайской стороне крупнейшего российско-китайского автомобильного и железнодорожного пункта пропуска Забайкальск–Маньчжурия) достигают 236 тыс. рублей. При этом доход от реализации вагона при цене 3,6 тыс. рублей за кубометр, не превышает 225,5 тыс. рублей. Ситуация уже сказалась на общесибирской статистике — экспорт необработанного леса по итогам I квартала этого года, по данным Сибирского таможенного управления (СТУ), сократился почти на четверть.
Вступление России в ВТО, утверждают в регионе, только усугубит положение. Прежде всего потому, что, по данным регионального минпромэнерго, примерно 70% предприятий, работающих в лесном комплексе региона, принадлежат китайским предпринимателям, имеющим лесной бизнес одновременно и в Забайкальском крае, и в КНР. Таким образом, акция по снижению цен вполне может считаться демпинговой по отношению к российским производителям. «Единственный выход в складывающейся ситуации — массовое развитие перерабатывающих производств на территории региона с получением продукции высокого качества, конкурентоспособной на всех рынках и устойчивой к возникновению кризисных ситуаций», — констатируют специалисты министерства.
Этот путь имеет свои подводные камни. С одной стороны, доля переработанного леса в сибирском экспорте, по данным СТУ, достигает сегодня уже почти двух третей. Однако пример проекта в Асиновском районе Томской области (основной инвестор — консорциум китайских компаний, однако его реализация откладывается вот уже несколько лет) показывает — наличие богатых лесных ресурсов вовсе не обязательно означает быстрое развитие лесопереработки. Для Забайкалья этот тезис звучит еще острее прежде всего из-за проблемы с кадрами — стремительно пустеющий регион попросту не может предоставить для отрасли квалифицированных рабочих. Правда, эту проблему хотят решить созданием в Чите ресурсного центра по подготовке рабочих, на что в 2012 году планируется потратить 10 млн рублей.