Председатель комитета по аграрной политике и потребительскому рынку краевого парламента Элина Акулова считает, что в условиях Забайкалья ограничение поголовья скота для личных подсобных хозяйств неприемлемо.
В настоящее время кабмин прорабатывает вопрос о внесении изменений в законодательство, связанных с установлением ограничений поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, используемых при ведении личного подсобного хозяйства. Комментируя это предложение, Элина Акулова подчеркнула, что для Забайкалья эта мера не актуальна. «Россия велика, поэтому те проблемы, которые актуальны для ее центральной полосы, категорически не приемлемы для наших реалий и условий. Сегодня действительно существуют ветеринарная проблема, на западе страны есть серьезные вопросы по неразрешенному использованию земель. Например, на Кубани и Ставрополье вся земля распахана, поэтому у них есть сложности с бесконечными потравами, неконтролируемым выпасом животных. Особенно крупные холдинги от этого страдают. У нас же, наоборот, все надо делать для того, чтобы люди оставались на земле. Мы прекрасно знаем, что у нас очень большой отток людей из села, качество жизни оставляет желать лучшего. Поэтому для многих селян личное подсобное хозяйство – это не просто единственная возможность обеспечить семью прожиточным минимумом, а шанс на выживание», — уверена Элина Акулова.
Парламентарий подчеркнула, что на фоне жесточайшей засухи и дефицита кормов, когда не только крупные крестьянско-фермерские хозяйства, но и личные подсобные хозяйства находятся под угрозой уменьшения поголовья скота, разговоры об ограничениях и вовсе вызывают только отторжение.
«Понятно, что отчасти такие предложения планируется использовать как рычаг в организации хозяйств, определении их организационно-правовой формы. Однако, на мой взгляд, организовать ЛПХ может только одно – направление государственной поддержки, которая сегодня оказывается только организованным хозяйствам – крестьянско-фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным предприятиям. Эти меры государственной поддержки должны быть адекватны как по направлению, так и по финансовому наполнению. Только в этом случае любое крупное ЛПХ будет сподвигнуто на самоорганизацию и приобретение техники, потому что нужна своя кормовая база», — считает депутат.
Что касается решения ветеринарных проблем, то выход здесь, по мнению Элины Акуловой, может быть один – идентификация животных. «Это направление сейчас реализуется, к сожалению, не в тех объемах, как предполагалось первоначально. Конечно, эту работу делать надо. Мы прекрасно понимаем, что существуют проблемы краж скота. Те хозяйства, которые чипировали свое поголовье, имеют на него базу данных, такую проблему минимизировали. Опять же, проблему учета это могло бы решить, поскольку данные похозяйственных книг не соответствуют фактическим данным о поголовье животных у селян. А это уже создает проблемы, например, при проведении плановых ветеринарных мероприятий и подсчете ущерба сельхозтоваропроизводителей от пожаров с целью дальнейшей компенсации. Как выяснилось, поголовье скота, заявленное как ущерб, в разы превышало цифры, обозначенные в статистике и в отчетах самих сельхозпредприятий. В этом отношении порядок, конечно, наводить надо, но обсуждаемые ограничения в условиях Забайкалья однозначно на данном этапе не приемлемы», — подчеркнула депутат.
«Опять же, если федеральный центр считает, что проблема такая есть и ее надо решать, то выходом может быть решение о передаче полномочий о принятии ограничительных мер субъектам Российской Федерации. Если проблема актуальна, например, для Ставропольского края, пусть такое решение у себя принимают, мы же в свою очередь подойдем к этому взвешенно и с учетом наших реалий», — заверила Элина Акулова.