25.11.2024
°C
$ 102.58
€ 107.43

Сергей Михайлов: «Никуда не уеду из Забайкалья»

Накануне своего юбилея первый заместитель председателя Законодательного Собрания Забайкальского края Сергей Михайлов побывал в гостях у редакции газеты \"Забайкальский рабочий\". Сергей Петрович рассказал корреспонденту \"ЗР\" о принципах, которыми руководствуется в жизни, любви к малой Родине, спортивных пристрастиях и педагогическом прошлом.
«Депутаты – это индикатор настроения народа. Именно им люди высказывают свои претензии и жалобы, а депутаты должны не замалчивать проблемы населения, а озвучивать и пытаться решить», — убежден первый заместитель председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Сергей Михайлов. Этому принципу Сергей Петрович старается следовать в своей каждодневной законодательной и партийной работе, оставаясь патриотом Забайкалья и родного Нерчинского района…
Сегодня забайкальский политик отмечает 50-летний юбилей. Эта дата послужила поводом для приглашения Сергея Михайлова в качестве гостя редакции газеты «Забайкальский рабочий» к разговору о разных составляющих его жизни: парламенте, партии, Нерчинске, сельском хозяйстве, педагогике, спорте, туризме.
«Земля должна приносить доход»
-— Сергей Петрович, забайкальцы в большей степени знают вас как парламентария. Какие основные вехи своей работы в Заксобрании края вы бы отметили?
-— Еще до избрания в Законодательное Собрание я был депутатом Нерчинского районного совета. Свои силы в качестве кандидата в Заксобрание пробовал на выборах в 2000 и 2004 годах, и вот в 2008-м мои земляки – Нерчинский и часть Чернышевского районов, — доверили мне быть депутатом. С 1 ноября 2008 года я приступил к работе на постоянной основе. Тогда я думал, что в депутатской деятельности знаю все, но это оказалось далеко не так. На этот счет я обычно шучу, что через полтора года мне пришлось надеть очки. Ведь то, что видно населению, — это лишь часть депутатской работы. Постоянно приходится изучать множество документов, разбираться с обращениями граждан, поддерживать связь с исполнительной властью, потому и независимых депутатов не бывает – каждый ответственен перед своими избирателями… С первого дня в парламенте я старался многое делать для развития своего района. Признаюсь, что получалось не все и не сразу, и путь от принятия решения до его осуществления был очень тяжел. Тогда я заявил своим избирателям, что замахиваться на масштабные проекты не стоит – важно сохранить, развить, достроить то, что уже имеется. Самым главным было — определиться с ролью Нерчинского района в глобальной системе развития Забайкалья. С однопартийцами (я возглавлял там в свое время местное отделение партии «Единая Россия») мы пришли к выводу, что должны продвигать идею о статусе Нерчинска как культурно-исторического центра региона, и приоритетной задачей для нас стало восстановление историко-культурных зданий: Бутинского дворца, Гостиного двора, церкви в селе Калинино. Пристальное внимание вместе с местными властями мы уделяли благоустройству города: радует, что теперь Нерчинск стал асфальтироваться внутри, в нем появились тротуары и газоны. Но помимо этого хочется сделать еще очень многое: восстановить городской парк – отреставрировать три здания внутри парка и знаменитую арку у входа, завершить недостроенные объекты: спортивный зал и детский дом. В этом направлении мы продолжаем двигаться.
-— Но ведь помимо своей исторической «культурности» Нерчинский район славится сельским хозяйством.
-— Бесспорно, это аграрная территория. Данным вопросом я занимался как депутат в первом созыве краевого парламента, работая в комитете по аграрной политике. Тогда мы с коллегами поняли, что не бывает проблем в аграрном секторе у отдельно взятого района, а они, как правило, системные. На мой взгляд, первая из них – нерешенный земельный вопрос. Сельскохозяйственные земли должны находиться в обороте, но для этого им нужен собственники. В первом созыве на заседании с участием депутатов Государственной Думы мы предложили, чтобы земли отказников-пайщиков или выморочные земли не переходили в федеральную собственность, а принадлежали муниципалитетам, которые могли бы продавать их или сдавать в аренду для сельскохозяйственных нужд. Соответствующие изменения в федеральный закон были внесены, но в крае возникла другая проблема – у муниципалитетов не оказалось средств на межевание. И все же считаю, что работу по межеванию нужно проводить, хотя бы для начала оказывая поддержку тем районам, в которых этот процесс начался. Земля должна приносить доходы, причем и муниципалитету, и конкретным людям – производственникам, фермерам. Тогда бы уменьшилась и социальная напряженность.
Второе, что необходимо сельским труженикам, – это различные формы финансовой поддержки: инвестиции, доступные кредитные ресурсы. Причем, надежда должна возлагаться не только на банки, но и на фонд поддержки АПК, лизинговые компании. Однако работа ведется не так, как хотелось бы, и причина тому – отсутствие системы реализации сельскохозяйственной продукции. На мой взгляд, в крае должны появиться региональные операторы, которые снабжали бы продукцией местных производителей школы, детские сады, больницы.
-— Разве это не входит в обязанности потребительской кооперации?
-— Считаю, что существующая ныне потребкооперация свои функции не выполняет. Если вспомнить историю, то кооперативы создавались еще до советских времен для того, чтобы закупать излишки сельхозпродуктов с подворий, перерабатывать и предлагать различным организациям общепита. Сейчас же мы докатились до того, что в деревне продают молоко в тетрапакетах. Потребкооперация должна работать на заготовку, переработку и потом уже на торговлю, у нас потребкооперация на 90 процентов занята в торговле. А где при этом сырье с подворий: овощи, яйцо, картофель, дикоросы? Даже медики утверждают: чтобы человек был здоров, он должен потреблять как можно больше местной продукции. А фермеру не важно, кто у него купит сырье, главное, чтобы приехали и взяли по хорошей цене.
-— В производстве какой, на ваш взгляд, сельхозпродукции Забайкалье может существенно продвинуться среди регионов России?
-— Убежден, что приоритетным направлением для края должно стать производство мясных продуктов: баранины, конины и говядины. По этим видам мяса конкуренция не так высока. У нас же пытаются разводить свиней, но производством свинины и птицы занимаются многие западные регионы, и они уже вышли на такой уровень, что пытаться их догонять совершенно бесполезно. Но, чтобы производить мясо, нужно сначала развить кормопроизводство для скота. Что касается зерна, то, к примеру, с пшеницей, нам едва ли удастся завоевать рынок. Однако я не имею в виду, что мы вовсе не должны заниматься этой культурой – нужно стремиться производить хотя бы 500 кг зерна на человека.
-— Согласитесь, что никакое производство не удастся, если не получиться привлечь кадры на село?
-— Это, действительно, так. Для того и существует федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий». Стоит отметить, что во многом благодаря инициативе депутатов комитета по аграрной политике и потребительскому рынку, а также фракции «Единая Россия», в 2015 году регион получит в рамках программы на условиях софинансирования из регионального бюджета не только средства на строительство жилья, но и на возведение и ремонт школ, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных плоскостных сооружений.
«Мы стремимся оставаться партией власти»
-— Если затронуть партийную тематику, то какая работа сейчас ведется в региональном отделении партии «Единая Россия»?
-— Деятельность партии не ограничивается исключительно выборами. Конечно, мы всегда стремимся получить большинство в представительных органах всех уровней и оставаться партией власти, но при этом расставляем и другие приоритеты. Для нас важно, чтобы развивался аграрный сектор. Волнует нас исполнение правительством края социальных обязательств перед нашими земляками. Нас совершенно не устроило то, что происходило в конце минувшего года при обсуждении краевого бюджета, но мы не просто спорили с губернатором и членами правительства, а предлагали конкретные меры. В частности по выплатам многодетным семьям губернатор вносил законопроект три раза, пока не согласился с тем, что пособия на детей от полутора до трех лет необходимо сохранить.
Позиция партии в том, что социальные выплаты должны быть непререкаемыми, поскольку в них нуждаются люди, которые по тем или иным причинам не могут работать и обеспечивать себя.
Не устраивала нас и задержка заработной платы. Понятно, что это связано с кризисом и падением доходов, и все же считаем, что правительство края использовало не все методы для решения проблемы. В сентябре мы заслушаем доклад правительства о том, какие действия были совершены по привлечению бюджетных кредитов и получению денег Минфина страны на сбалансированность краевого бюджета.
Причастна партия и к ряду других вопросов. Один из проектов, которым мы гордимся, это «Ярмарка здоровья». Не секрет, что в населенных пунктах не хватает врачей, особенно – узких специалистов. Эту проблему можно решить благодаря выездам в районы медиков из Читы хотя бы раз в полгода — год. Мне кажется, что краевому Минздраву следует взять на заметку эту идею. Я же благодарю всех врачей, которые участвуют в этом проекте.
-— Отразился ли кризис на финансировании региональных партийных проектов?
-— Вообще финансирование партии – это условность. Из Москвы деньги поступают только содержание аппарата исполкома, все остальное: партийные проекты, поддержка инициатив граждан, конкурсы и акции, — реализуется на привлеченные средства спонсоров. Многие из этих спонсоров наши соратники по партии. Большие спонсорские средства мы привлекаем на проведение крупных избирательных кампаний.
-— Как раз одна из таких ожидается в сентябре текущего года. «Единая Россия» намерена выдвигать своих кандидатов?
-— Стоит подчеркнуть, что «Единая Россия» — единственная партия, которая участвует во всех выборах в каждом из районов края. Вообще выборы прошлого года в муниципальных образованиях показала, что в них неизменно борются две политические силы: «Единая Россия» и самовыдвиженцы. Другие партии выдвигают своих кандидатов только там, где им интересно – чаще всего это избирательные кампании в городе Чите, на уровне глав районов. А вот выборы в маленьких селах их не интересуют, потому что там огромное количество проблем, которые совсем не просто решить. Не случайно из-за серьезного кадрового голода в селах и был принят краевой закон, дающий сельским поселениям право определиться, будут ли их главы избираться всенародным голосованием или назначаться из числа депутатов Советов.
-— В 2016 году состоится еще одна более масштабная кампания – выборы в Государственную Думу РФ. На каком этапе подготовка к ним по партийной линии?
-— Мы готовимся, выбираем лидеров общественного мнения, обсуждаем кандидатуры знаменитых людей из состава партии и непартийных. Но говорить о конкретных именах пока рано. Кроме этого мы еще не знаем, сколько будет в крае одномандатных избирательных округов…
-— На ваш взгляд, какие направления нужно лоббировать представителю Забайкалья в Госдуме в интересах нашего региона?
-— Исторически так сложилось, что у нашего края было два пути – это каторга и военное дело. Стоит только вспомнить, сколько умнейших людей было сослано сюда: декабристы, политические «преступники». По этой причине в Забайкалье сложился мощный интеллектуальный потенциал. Важно и военное направление, ведь даже те, кто служили здесь, в других регионах считаются героями. Но все это в прошлом, в общем история. Считаю, что сейчас локомотивом развития нашего края являются аграрный сектор и горнорудная промышленность.
«Менять бы ничего не стал»
-— Сергей Петрович, насколько нам известно, вы принимаете активное участие в развитии детско-юношеского спорта и даже состоите в наблюдательном совете футбольного клуба «Чита». Откуда такая тяга к спорту?
-— К нему я не равнодушен с юных лет. Занимался футболом, волейболом, легкой атлетике. Уважительно отношусь к художникам, скульпторам, писателям и поэтам, но массово только спорт может завести ребят с улиц в спортзалы. В связи с этим я всегда вспоминаю переживания своей мамы. Мы жили рядом со спортзалом, и из дома были видны его окна. Так вот зимой, если меня вечером долго не было дома, мама успокаивалась только тогда, когда видела, что в спортзале горит свет. Это означало, что я там, а не ушел на танцы или в кино. После тренировок я приходил настолько уставшим, что никуда уже не хотелось. Ребята, которые занимаются спортом, не становятся подлецами, у них не возникает злостного пристрастия к табаку и суррогату, сообщает сайт Законодательного собрания Забайкальского края.
-— Но почему у вас такой пристальный интерес именно к футболу?
-— Футбол – это своего рода социальный проект, поскольку играть в него проще всего как в городе, так в селе, и для этого не нужно больших затрат. Потому я убежден, что ФК «Чита» необходимо сохранить, как бы ни было трудно с финансами. У ребят должен быть эталон, на которой они могли бы равняться. вот такое
-— Сергей Петрович, по образованию вы педагог, немало лет возглавляли Нерчинский сельскохозяйственный техникум. На данный момент педагогическая деятельность для вас в прошлом?
-— К сожалению, сейчас времени на преподавание не хватает. Если в первом созыве мне еще удавалось преподавать, то сейчас лишь иногда читаю лекции о законодательстве и парламентских процессах для студентов вузов и представителей Молодежного парламента Законодательного Собрания. Даже персональный педагогический стаж я не заработал, он у меня составляет 20 лет, а нужно, как известно, 25.
-— Поддерживаете ли вы связь с нерчинским техникумом, в котором начинался ваш профессиональный путь?
-— Благодаря работе там, я стал разбираться во многих сферах – аграрной отрасли, коммунальном хозяйстве. Кроме того, именно там открыл в себе способность убеждать людей. Когда я пришел в техникум на должность директора, обсуждался вопрос о закрытии учебного заведения. Но мне удалось уверить коллектив в том, что сдаваться нельзя. Мы проводили массу мероприятий, благодаря чему техникум не просто выжил, но стал известен в крае… Сейчас, так как я люблю туризм, то нередко работаю с ребятами
в эколого-туристическом лагере техникума на берегу Нерчи «Забайкальский экстрим». В этом лагере ребята ходят в походы, изучают экологию побережья реки.
-— Любите туризм?
-— Да, мне нравится сельский туризм. Кроме этого люблю заниматься охотой. Для меня важен сам процесс, а не добыча. Огромное удовольствие доставляет прогулка по лесу верхом на коне. Вообще очень люблю лошадей и собак.
-— Чем еще увлекаетесь в свободное от законотворчества и политической борьбы время?
-— Обожаю читать. Если еду в командировку в Москву, то привожу оттуда порядка 15-20 книг: исторические романы, детективы, русскую классику. Недавно перечитал Твардовского и был поражен – его творчество открылось для меня совершенно по-новому.
-— Почему возникло желание прочитать произведения именно этого поэта?
-— Наверное, в свете последних событий, происходящих в нашей стране. Если честно, то я давно ждал того, что происходит сейчас – наш президент Владимир Путин все делает правильно. Россия должна занять свое мощное, лидирующее место на международной арене, поэтому как бы ни было трудно сейчас, эти испытания нужно выдержать – именно они привязывают нас к земле. Ведь мы – русские, — единственная нация, название которой выражено не существительным, а прилагательным, потому что мы – прилагательное к нашей земле – Великой России.
Вот и я считаю себя патриотом страны, патриотом Нерчинска, потому и никуда не уеду из Забайкалья. Вот недавно начал строить деревянный дом на берегу реки Нерчи — после трудовой деятельности уеду туда жить
-— 50 лет – это своего рода рубеж. Подводя некоторые итоги, вы бы хотели изменить что-то в своем прошлом?
-— Менять я бы ничего не стал — жизнь сложилась нормально как в профессиональном, так и в жизненном плане: дочь Дарья работает, старший сын Егор – студент, увлекается футболом, младший Макар заканчивает третий класс, любит играть в шахматы. Единственное, чего бы мне хотелось, так это в связи со стремительным развитием современного общества, осваивать новое гораздо быстрее.


Мы в популярных социальных сетях