Центробанк прочит стране затяжной экономический кризис со скромными темпами роста. Имея низкий уровень госдолга и внушительные золотовалютные резервы, Россия по сравнению с западными странами находится в неплохих условиях перед лицом финансового кризиса. Однако высокая зависимость от нефти делает экономику уязвимой, сообщает РБК-daily.
По словам бывшего главы Минфина Алексея Кудрина, Россия к финансовой буре готова лучше, чем большинство развитых стран.
— Госдолг всего 12% ВВП, объем золотовалютных резервов — это большой запас прочности, — подсластил пилюлю г-н Кудрин.
Прогноз ЦБ, озвученный вчера первым зампредом банка Сергеем Швецовым, также далек от катастрофичных сценариев.
— На ближайшее будущее я не вижу каких-либо ухудшений для российской экономики со стороны внешнего шока. Но кризис будет длинным, и рассчитывать на возврат модели роста, которая была в первом десятилетии этого века, не стоит. Рост будет более скромным, инфляция будет меньше. И российской экономике придется адаптироваться к низкой инфляции — это тоже некоторый вызов. Зарабатывать будет сложнее, — заявил Швецов, выступая в четверг на федеральном инвестиционном форуме. Сейчас власти страны сделали ставку на то, что при ценах на нефть около 100 долл. за баррель потребительски-ориентированная экономика покажет стабильные темпы роста в 3,7–4,6%.
Мнение ЦБ эксперты разделять не спешат. То, что в этом году цена на нефть равнялась на 100 долл., а рост, по всей видимости, будет как минимум 4% (учитывая ускорение роста розничного товарооборота в конце года из-за ажиотажного спроса — люди боятся обесценивания денег при кризисе), вовсе не означает, что в следующем году ситуация повторится, отмечает замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов.
Норма для российской экономики — 4—4,5% (при хороших ожиданиях), однако неопределенность, связанная с выборами, может заметно уменьшить этот показатель.
— При умеренной конъюнктуре в 95—100 долл. за баррель нефти мы втягиваемся в темпы роста порядка 4%. Другой вопрос, насколько возможна потребительски ориентированная модель, так как главный вычет из роста — это значительное торможение потребления и сырьевого экспорта, — добавляет эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. По словам эксперта, сейчас, в отличие от прошлых лет, нет роста зарплат (отчасти под влиянием новых налогов, отчасти из-за кризиса), а экспорт тормозится из-за банальной стабилизации вывоза нефти и не очень понятной ситуации с металлами и газом (примерно 1—1,5% п.п. роста).
К тому же в экономике еще остаются тонкие места, где стабильность экономики может треснуть. Во-первых, это социальные обязательства, которые государство планирует индексировать темпами чуть выше экономики. Во-вторых, опережающий рост импорта и, соответственно, проблемы с балансом по текущим операциям на фоне стабилизации экспорта, передает слова эксперта РБК-daily.