Президент РФ Владимир Путин назначил главу «Роснефти» Игоря Сечина ответственным секретарем только что созданной президентской комиссии по вопросам стратегии развития ТЭКа, оставив руководство ею за собой. Гипотеза сначала о втором правительстве, а затем и втором вице-премьере в Кремле нашла свое подтверждение.
Выступая в Туапсе на церемонии запуска на отгрузку танкера с нового причала нефтекомплекса \"Роснефти\", президент назвал нефтегазовый сектор России локомотивом всей экономики страны. И не без оснований: три четверти компании принадлежат государству, она занимает первое место в стране по объемам добычи \"черного золота\" и обеспечивает 7% консолидированного бюджета страны.
Наделенный функциями по управлению всей нефтегазовой отраслью страны, Сечин стал, по сути, кремлевским госслужащим с полным спектром полномочий. Координировать работу комиссии будет его бывший советник Антон Устинов — он уже назначен советником президента РФ.
«Коммерсантъ» пишет, что формирование в структуре администрации президента органа власти, дублирующего правительственные структуры, хорошо укладывается в тенденцию формирования \"старшего правительства\" при Владимире Путине, которую в Кремле отрицают. С созданием правительственной комиссии по ТЭКу можно говорить о том, что Игорь Сечин вновь имеет возможность влиять на все решения исполнительной власти в сфере своих интересов. Напряженность между Белым домом и Кремлем подобного рода решения лишь усиливают.
Российскую нефть, отмечает издание, по сути, поделили на две фракции: в стране теперь две комиссии по ТЭКу — президентская и правительственная. Правительственную комиссию по ТЭКу возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович. Он хотя и входит в обе комиссии (их кадровый состав пересекается), однако своего влияния над нефтегазовой сектором экономики лишается. И не только он. Не у дел нефтяных остается новый министр энергетики Александр Новак, а также Минэкономразвития и Минфин, которые по определению могли бы курировать ТЭК, устанавливать тарифы монополий или уровень налогов. Нефтяники уже говорят, что намерены \"решать вопросы\" напрямую через президента, исполнять же решения предстоит преимущественно правительству.
У президентской комиссии, согласно положению о ее работе, есть задача, которой правительственная комиссия не имела: рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением лицензий на недра и определением их условий. Комиссия будет принимать важнейшие экономические решения — от тарифов, цен на бензин и до инвестпрограмм. Ей будут подчиняться буквально все – от правительства до последней районной управы: «Решения комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления».
«РБК daily» отмечает, что в полномочия Игоря Сечина будут входить предварительное рассмотрение поступивших в комиссию материалов и их оценка, однако, фактическая власть «нефтяного короля» будет почти безграничной. Он будет контролировать выполнение поручений Владимира Путина, вести заседания комиссии в отсутствие председателя и подписывать протоколы. Ему дано право запрашивать дополнительные материалы у членов комиссии, органов госвласти всех уровней, а также проводить с ними предварительные совещания.
Что касается самих нефтяников, то их мнения разделились. ЛУКОЙЛ официально поддерживает создание комиссии при президенте. В «Газпроме», ТНК-ВР, «Газпром нефти» от официальных комментариев отказались, однако в неофициальной беседе нефтяники считают наделение Игоря Сечина широкими полномочиями несправедливым по отношению к другим компаниями: «По сути, глава «Роснефти» будет возвышаться над остальными. Идет внутренняя борьба за контроль над ТЭКом, и Игорь Сечин, похоже, ее выигрывает. На этот факт следует обратить внимание антимонопольному органу».
На вопрос, как будут делить полномочия две альтернативные комиссии, источник в \"Роснефти\" заявил: \"Мы зададим вектор развития отрасли согласно геополитическим планам Владимира Путина, его видению важнейших вопросов. Правительственная же комиссия будет присматривать за тем, чтобы никто не ходил влево-вправо\". Между тем, другие нефтяники уверены, что реально влиятельной будет только комиссия Путина-Сечина.
По мнению «Независимой газеты», к сфере ответственности президентской комиссии отнесены не только нефть и газ, но также электроэнергетика и транспорт. Согласно указу президента, новая комиссия будет рассматривать программы перспективного развития электроэнергетики, а также определять «основные направления развития трубопроводного транспорта… и перспектив развития других видов транспорта, включая терминалы и иные объекты соответствующей инфраструктуры».
Попал в сферу контроля новой комиссии и государственный бюджет. Комиссия будет «рассматривать предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах в целях стимулирования развития отраслей ТЭКа, включая разработку новых систем налогообложения по отдельным направлениям деятельности». Напомним, налоги топливно-энергетического комплекса – это основа российского бюджета, \"Роснефть\" — налогоплательщик номер один.
В прошлом году, к примеру, в бюджеты всех уровней поступило полтора триллиона рублей. Компания, в основном, работает на внутренний рынок – 80% производимого топлива остается в России. Любые изменения энергетических налогов неизбежно повлекут за собой пересмотр всех остальных налогов в стране. Как говорится, без комментариев.
И кто такой теперь Медведев?
«Московский комсомолец» пишет: последние шаги президента в сфере госрегулирования ТЭК предельно ясно демонстрируют, что у медведевского правительства фактически отобрали одну из главных функций — руководство нефтью, газом и электричеством. 7 июня на его заседании Аркадий Дворкович требует отдельных решений кабмина по каждому случаю покупки энергоакций «Роснефтегазом». Дмитрий Медведев его поддерживает. В ответ 8 июня Сечин собирает в офисе «Роснефти» Нефтяной клуб, который обращается к Путину с просьбой его возглавить. 15 июня издается указ президента об учреждении комиссии по ТЭК. Всё — круг замкнулся. Отныне правительство устраняется от реального госрегулирования ТЭК. А решения по скупке акций (вернее, по переуступке прав на них) государственных энергокомпаний отдается на откуп Сечину.
Собеседники «Ведомостей» восхищаются: «Теперь ТЭК управляется не из правительства, а из Кремля. Новая комиссия — фактическое поражение команды премьера Медведева: они еще толком ничего не успели сделать, а у них из-под контроля уже вывели 30% российского ВВП».
Эксперты «РБК daily» категоричны: Дмитрий Медведев с образованием президентской комиссии фактически лишается контроля над ключевой отраслью страны.
«Коммерсантъ» считает, что у Медведева есть шанс: «Правительство Дмитрия Медведева не может не рассматривать формирующееся \"старшее правительство\" как структуру, которая сменит его в случае политического или финансового кризиса,— и будет вынуждено играть на опережение. При этом, правительственные структуры имеют важное преимущество перед президентскими в случае столкновения: при всех нюансах законодательства, исполнительная власть в России — это именно Белый дом, а не Кремль. Исполнение уже \"решенного\" в Кремле вопроса может полноценно осуществить лишь правительство и премьер-министр\".
По мнению эксперта, директора департамента due diligence «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Александра Штока, если правительственная комиссия будет заниматься оперативными делами, а у президентской будут полномочия и право определять стратегию развития ТЭКа и запрашивать у правительства выполнение тех или иных задач, то вывод один: в дальнейшем правительственная комиссия, скорее всего, будет упразднена.
Сечин сменит Медведева?
В политических и экспертных кулуарах, да и среди бывших коллег Сечина давно ходят слухи, что Медведев – политик без будущего и что в лице Сечина он не только нажил себе неприятеля, но и конкурента на пост премьера. «Узнаю Игоря Ивановича, он чувствует себя обескровленным без Владимира Владимировича. Ему нужна опора», — иронизирует бывший коллега Сечина по правительству. «Трудно было представить, что Сечин станет самостоятельной бизнес-фигурой, все его влияние основывалось на его близости к Путину, вспоминает он: «Теперь все встает на свои места».
Путин ценит преданность Сечина и обычно не отторгает его инициативы, вспоминает другой федеральный чиновник. Путин ценит Сечина за профессионализм, хватку и умение доводить дело до конца. Он и сейчас подчеркивает свою неформальную близость с бывшим подчиненным. Особую роль Сечина президент продемонстрировал, когда вместе с ним прибыл в правительственном лимузине из аэропорта к зданию канцлера Германии во время рабочего визита в эту страну, хотя Сечин в официальную делегацию не входил.
Знающие люди говорили, пишет Slon.ru, что Игорь Иванович Сечин никуда не денется, пусть даже не займет формальных государственных должностей. Но теперь у него и формальный пост есть, и фактически неограниченные полномочия в отрасли. Создание комиссии и назначение туда Сечина вообще является символом того, что никакого тандема, более-менее равноправного, и никакого «политического премьера Медведева» больше нет.
Потому как политический вес в России, в том числе правительства и премьера, в немалой степени определяется контролем за ресурсами. И Путин явно дает понять, что этот контроль он на откуп Медведеву с Дворковичем отдать не готов, и ставит им де-факто начальника, а право решения спорных вопросов стратегического характера в этой чисто экономической сфере оставляет за собой.
Обзор СМИ подготовила Раиса Литвинова.